Принципы фотографии

Принципы фотографии начинаются, как правило, с понятия что такое свет, фотоаппарат, как он фотографирует, и как это оно всё устроено:) Вначале Бог создал свет. И увидел Бог, что свет хорош. Затем создал источники освещения - Солнце, Луну и звёзды:) Так сказано в Библии. Затем Бог создал моря, горы, реки, деревья, цветы, людей, животных, птиц, насекомых, и прочие объекты фотосъёмки:) Затем люди придумали фотоаппарат и научились использовать отражённый от этих объектов свет, чтобы сохранить его и получить снимки. В Библии, правда, про это ничего не сказано, но это - факт:) Технические же принципы фотографии таковы: объект - свет - фотокамера - снимок. Сама же фотография на бумаге, или экране (не суть) - нужна людям исключительно для того чтобы видеть прошлое и предаваться воспоминаниям. Фактически, сами того не понимая, люди создали некую машину времени, чтобы восторгаться красотой природы, ликами близких (и не очень) людей, мигом из жизни спортсмена, (артиста, политика, общественного деятеля), и даже красотой (или уродством) созданных руками людей предметов. Например, фотография шедевров архитектуры может соседствовать с видами запомоенных грудами мусора улиц после праздника... Но не важно что мы разглядываем - снимки значков, марок, красоту женского тела, распускающийся цветок, нож в затылке трупа, свадебные фотографии, или новый шикарный автомобиль:) - в любом случае мы видим лишь миг прошлого. А в роли машины времени выступает фотоаппарат. Что же это за штука такая? Для начала читаем определение фотоаппарата из энциклопедии "Кирилл и Мефодий" 2002:
!!!     "ФОТОГРАФИЧЕСКИЙ АППАРАТ (фотоаппарат, фотокамера), оптико-механическое устройство для получения изображения фотографируемого объекта на фотопленке, фотопластинке или ином фотоматериале. Основные части фотографического аппарата: светонепроницаемая камера, где помещается кассета с фотоматериалом; объектив, создающий на фотоматериале оптическое изображение объекта съемки; затвор, обеспечивающий необходимое время экспонирования (выдержку) при выбранной экспозиции; видоискатель для определения границ изображаемого пространства (кадра); механизм для фокусировки (наводки на резкость) объектива. Некоторые фотографические аппараты имеют также экспонометрическое устройство, автоспуск, синхроконтакт и др."
Всё очень хорошо, только забыли указать следующие важные устройства: механизм для изменения диафрагмы, механизм для изменения фокусного расстояния (зум), встроенная вспышка; я даже не упоминаю многое другое, присущее цифровым камерам: процессор, матрица (она всё же была указана, как "иной фотоматериал"), буфер, жидкокристаллический дисплей, карта памяти и многое другое. К тому же фотоаппарат назван "оптико-механическое устройство". В случае с цифровой камерой это "оптико-механическое электронное устройство".
Видимо, создатели энциклопедии ничего не знали о существовании цифровых камер:)  Возможно, они посчитали, что краткость - сестра таланта. В духе развития подобного таланта надо было идти до конца, и дать следующее определение фотокамеры:

светонепроницаемый ящик с дыркой, и светочувствительным материалом внутри, дырка оборудована шторкой для пропускания/не пропускания света.

Всё! Это было бы очень ёмко, кратко и точно. Причём вполне достаточно чтобы получать изображения на фотоматериале, и назвать данное устройство фотоаппаратом. Но не будем придираться. Создатели энциклопедии живые люди... в отличие от которых я всегда отвечу на конструктивную критику, исправлю найденные ошибки, ляпы и неточности. Причём с благодарностью.
Итак, фотокамера - это действительно светонепроницаемая камера, где роль отверстия играет объектив (довольно сложное оптическое устройство, состоящее из системы линз). В обычном состоянии свет не может пройти через объектив. Нажимая спусковую кнопку, мы приводим в действие затвор - устройство, которое пропускает свет, причём только на определённое время, называемое выдержкой. Отраженный от снимаемого объекта свет, проходя через объектив попадает на фотоматериал (фотоплёнку, матрицу), воздействует на него столько времени, сколько был открыт затвор, и там рождается изображение: на плёнке химическим путём, на фотосенсоре электрическим. Иными словами, в тёмной камере свет рисует на фотоматериале те картины окружающего мира, которые хочет запечатлеть фотограф. Чтобы понять, что будет "нарисовано", в фотокамере имеется видоискатель - ещё одно, грубо говоря, отверстие, которое помогает выбрать границы изображения. В цифровых камерах роль видоискателя выполняет жидкокристаллический дисплей - экранчик, где мы заранее можем видеть то, что будет запечатлено на снимке, а в некоторых цифровиках есть и то, и другое. В режиме просмотра, на дисплее можно увидеть отснятые ранее кадры. В плёночном фотоаппарате такого экранчика не может быть по определению - снимок можно увидеть только после проявления плёнки и печати на фотобумаге.
Принципы фотографии - в чём они заключаются кроме всего вышеперечисленного? Если коротко и грубо, то в следующем.
-    исходя из освещённости и объекта съёмки, устанавливаете правильную экспозицию (выдержку и диафрагму), при необходимости вспышку, светочувствительность и т.д.
-    в компоновке снимка (задумываете что, и в каком ракурсе, снимать, определяете освещение, или сами создаёте свет, кадрируете). Делать это нужно так, чтобы снимок был хотя бы интересным, красивым, неожиданным, или запоминающимся (А лучше всё вместе!). Это самая сложная часть искусства фотографии, этому вас не научит никто, а иногда самому приходиться учиться всю жизнь. Для этого нужно иметь понимание красоты, немного фантазии, умение отделить главное от несущественных деталей (например, выделить и подчеркнуть основной объект съёмки) и, конечно, очень много практики.
-    остальное просто: фокусируете камеру и нажимаете спусковую кнопку, чтобы затем заваленный снимок часами вытягивать в фотошопе:) Это, конечно, шутка, однако надо стараться снимать хорошо с первого раза, не рассчитывая на фотошопные чудеса как панацею от всех бед, или на то, что объект съёмки позволит вам переснять себя ещё раз.
Принципы фотографии... Страшно смотреть на тысячи интернет-сайтов, где с болезненной дотошностью, достойной лучшего применения, сравниваются характеристики, эргономика (и даже дизайн!) сотен камер, обсуждаются разрешения в точках и линиях на мм и дюйм, зоны фокусировки, алгоритмы шумоподавления, хроматические аберрации объективов и тепловые шумы матриц... Сама фотография как таковая при этом, похоже, никого уже не интересует. Вот такие получаются принципы. О кэй, скажет скептик, это всё, конечно, жутко интересно, но снимать то придётся фотоаппаратом. А каким именно не сказали, а они все разные! Отвечаю. Все люди разные, и фотокамеры для них тоже разные, какая нужна именно вам никто не скажет, потому что не знает. А снимать, в конце концов, можно и мыльницей на автомате. И качество снимка при хорошем освещении будет вполне приличным для любителя. Что касается технического оснащения разных камер, то у более совершенных есть определённые преимущества, но не удержусь чтобы повторить старую избитую истину - в любом случае снимает фотограф а не фотоаппарат!